Наталия Соколовская о стихах Калерии Соколовой

 РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СПб

КАЛЕРИИ СОКОЛОВОЙ

         Итак, рекомендация дана юной особе 20 года от роду, «великолепной Калерии Соколовой», по определению поэта Вячеслава Лейкина, видавшего перевидавшего не одно поколение поэтической молодежи. Эпитет «великолепная» не кажется преувеличением: школа закончена экстерном в 14 лет (не удивлюсь, если с красным дипломом, хотя цвет этого документа никогда не влиял на собственно литературную биографию), плюс изучение программирования и информационных технологий, плюс литературные курсы Института культурных программ, одновременно со всем этим литературная студия Галины Гампер. А еще: «играет на фортепиано, организует музыкальные и литературно-музыкальные вечера, занимается волейболом и плаванием» (это из краткой автобиографии). Да и сама красавица.

         Казалось бы, осталось ли среди всего этого роскошно заполненного пространства и времени свободное пространство для тишины и сосредоточенного переживания, без которых поэзия невозможна? Однако:

         Что мне в улицах этих и в этих убогих дворах

         В Дровяном переулке, в зеленых клочках на Марата,

         В непарадности арок глухих, в беспризорности птах,

         В неподвижности стрелок разбившегося циферблата…

         Риторическое «что мне?» только подчеркивает правильность выбора места и не-времени, «где три века бессильны Христос и Аллах». Именно до этого и есть дело автору. И это выбор поэта. «И отсюда – все ритмы, и ямб на конце – как всполох одинокой волны, потерявшей другую…» Замечательное это, кстати, стихотворение. А не замеченная автором цезура в последней строке – эта упущенная возможность оступиться, ухнуть в бездну, потому что, конечно же, по внутренней логике, по дыханию: «будет биться в гранит на закате, красна от крови, Будет долго стучать… и ей, наконец, откроют» – так вот, это говорит лишь о том, сколько же еще впереди не пережитого (а стало быть и возможностей для стихов).

         Интересно, как из разноголосья, прослушивающегося в стихах Калерии, складывается ее собственный голос. Аллюзии кажутся органичными, как, например, развернутая, прочувствованная строчка из песни («лето – это маленькая жизнь») в стихотворении «Перелом»:

         …Мы еще не живали, мы лето как жизнь проживем,

         Мы с тобою в начале начал, только б вызнать сначала –

         На какое число выпадает у нас перелом,

         За которым всегда впереди – сколько б ни было – мало?

         Главное здесь, мне кажется, физиологичное, болезненное до хруста слово «перелом». Абсолютно поэтический выбор.

         Та же тема перелома, перемены и в ритмически вполне цветаевском стихотворении «И час последний был уже назначен…» «Когда случилась эта перемена – Со мной, с тобой ли?»… Вот эта бесстрашная попытка застигнуть, отрефлексировать миг зарождения любви (то, чем занимается с большим или меньшим успехом литература) – безусловно идет в зачет автору.

         Повторяю, ритмическая пластичность автора – не вольное или невольное подражание (и, собственно, что плохого в талантливом ученичестве?), а органика. Потому что откуда бы взялись у Калерии, если не из общепоэтического информационного поля, вполне корниловские интонации (имею в виду поэта Бориса Корнилова, которого, Калерия, может быть, и не читала)…

         Поле распахано ровно –

         Сей – наклоняйся – коси.

         Корни моей родословной –

         В старой московской Руси…

         …Волжские степи и холмы,

         Села и колокола…

         Корни моей родословной

         Волга с собой унесла.

         Вот эта порой не женская интонация стихов Калерии меня, в частности, и радует, эта осанка хорошо сидящего в седле ездока, знающего, оказывается, что истинную поэзию делает сердечный перебой, и что возможность оступиться, ухнуть в бездну – настоящее благо:

         …А теперь в Сети

         Пересеклись, зафрендились, зависли…

         …И буквы ровны, и не дрогнет пиксель 

         Там, где, запнувшись, дрогнула б рука.

         От чистого сердца и без всяких натяжек даю Калерии Соколовой рекомендацию в Союз писателей СПб.

Наталия Соколовская

21. 10. 2013