«В тот единственный сад, на единственный суд»
Изощрявший до невозможности своё игривое перо Владимир Набоков неоднократно утверждал, что искренность в литературе, особенно в поэзии, нехороша, неприемлема, просто даже неприлична.
Но стихи юной особы, протаптывающей свою персональную тропинку на Парнас, не могут не быть искренними.
Они – стихи – тому прежде всего и служат, чтобы запредельно искренне разобраться в удивительных хитросплетениях происходящего, в заморачивающей смеси восторга и ужаса перед тем хотя бы непростым ощущением, «…что и лето, и жизнь бесконечны в начале»…
Говорено и писано многократно, что поэзия должна быть, — ну, скажем, — простодушна, но сиё никак не отменяет изобразительных изысков, версических затей, точных и неожиданный деталей.
В предлагаемом собрании стихов всего этого предостаточно, и в счастливом, порою трогательном соединении с вышеобозначенной искренностью эффект возникает самый убедительный.
О любви:
«Исчезнем мы, исчезнут лес и камни,
Дымок костра и волн упрямых лбы,
Так почему нельзя любить тебя мне,
Секунды отнимая от судьбы?»
О свободе:
«В степь – как в бездну. Без цели. Без звёзд.
В жизнь – как в ночь. Бесшабашно и бойко.
Средь костров, и копыт, и колёс
Отыщи меня в таборе, Лойко».
Ещё о любви, растерянно – афористичное:
«К чему мне ты, когда сама не знаю,
Зачем мне я?»
Об учителе («Памяти учителя музыки»):
«И он теперь богат одним оболом,
И в Лосево давно остыли угли,
И горько слышать «Похороны куклы»,
И больно, если пахнет корвалолом…»
Подобных свидетельств изящного ума, неробкого и неутомительно воплощаемого чувства, тонкого вкуса в книжке не перечесть.
И ещё одно несомненное достоинство у этих стихов: они светлы, трепетны, ненавязчиво позитивны и напрочь лишены желчных укоризн, изломанных жестов, безумных гримас и всей этой тяжеловесно-глумливой иронии, столь в наше время популярной…
Последнее время довольно часто и слишком даже публично муссируется некий изрядно уже заигранный предмет: долго ли ещё протянет поэзия в наш супертехнологический век.
Но приходит талантливая юность. Но Интернет перегружен стихами. Но повсюду ежегодные поэтические фестивали.
И вот эта книга, книга стихов великолепной Калерии Соколовой, нелишний раз подтверждает нашу догадку и даже уверенность: Поэзия жива. И как обычно, как это всегда бывало — всё только начинается.
Вячеслав Лейкин